Росреестр

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

НОВОКУЗНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Росреестр

В Управлении Росреестра по Кемеровской области провели анализ причин нарушений земельного законодательства

В Управлении Росреестра по Кемеровской области провели анализ причин нарушений земельного законодательства

Стали известны самые распространенные нарушения земельного законодательства в Анжеро-Судженском городском округе

Одним из органов, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора на территории Анжеро-Судженского городского округа, является Анжеро-Судженский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

По результатам работы инспектора по использованию и охране земель за текущий год можно сделать вывод, что на территории города чаще всего встречаются такие нарушения земельного законодательства, как самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка не по назначению и отсутствие зарегистрированных прав на землю.

Если гражданин, занимает или использует никому не нужный на его взгляд земельный участок, то таким образом происходит правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

Кроме того, граждане и иные лица должны использовать земельный участок только в соответствие с его целевым назначением и разрешенным использованием. Если земельный участок предоставлен для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного строительства или для производственной деятельности, то иное его использование недопустимо и является нарушением, ответственность за которое также предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

Самое распространенное нарушение земельного законодательства на территории Анжеро-Судженского городского округа – это отсутствие зарегистрированных в установленном порядке прав на земельный участок. Поэтому, если Вы стали собственником жилого дома, гаража или другого объекта капитального строительства, то не откладывайте в долгий ящик оформление прав на земельный участок под этим строением.

Каким образом могут быть выявлены такие правонарушения?

Государственный земельный надзор осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводится в форме документарной и (или) выездной проверки. В ходе проведения проверок, проверяется соблюдение земельного законодательства собственниками земельных участков и иными лицами.

Плановые проверки осуществляются только в соответствии с утвержденным ранее ежегодным планом проведения проверок.

Внеплановые проверки проводятся на основании обращений лиц, имущественные права которых нарушены, а также по результатам административных обследований объектов земельных отношений, в результате которых выявлены нарушения земельного законодательства.

Такого рода проверки могут быть проведены в отношении, как юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и в отношении простых граждан.

Если произошло нарушение земельного законодательства, государственный инспектор по использованию и охране земель принимает необходимые меры по привлечению нарушителей к ответственности.

Ответственность нарушителей не ограничивается наложением административного штрафа, а основной задачей инспектора после выявления нарушения является контроль за его устранением. Для этого каждому нарушителю выдается предписание об устранении нарушения, а в случае неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства инспектором составляется протокол об административном правонарушении и направляется для рассмотрения и привлечения нарушителя к ответственности в суд.

Если же нарушитель принял все необходимые меры для устранения правонарушения, то он вправе обратиться к инспектору, выдавшему предписание, с ходатайством о продлении срока исполнения предписания с приложением документов, справок и иных материалов, подтверждающих принятие мер для устранения нарушения. Непринятие нарушителем необходимых мер по устранению нарушений влечет не только наложение штрафа, но и может повлечь изъятие земельного участка.

Во избежание ответственности за нарушение земельного законодательства гражданами и иными лицами, рекомендуем земельные участки использовать только на основании правоудостоверяющих документов на землю и в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

В Управлении Росреестра по Кемеровской области отметили важность межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении учетно-регистрационных действий

В Управлении Росреестра по Кемеровской области отметили важность межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении учетно-регистрационных действий 

C 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который пришел на смену Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) – новый информационный ресурс, который объединил в себе сведения государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Важную роль в системе ведения ЕГРН играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также других ведомств с органом регистрации прав. 
Органы государственной власти и местного самоуправления направляют в регистрирующий орган документы при принятии ими решений таких как: об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке); об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, границ населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории; об установлении или изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития; об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации; об установлении или изменении границ игорных зон; о результатах проведения государственного земельного надзора; об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков; об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования. Оператор федеральной информационной адресной системы, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в течение пяти рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН. 
Затрагивая тему межведомственного информационного взаимодействия необходимо заметить, что помимо сведений об объектах недвижимости, подлежащих внесению в ЕГРН, межведомственное информационное взаимодействие предусматривает передачу и актуализацию информации о собственниках таких объектов недвижимости. Так, например, суд в течение трех рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта направляет в орган регистрации прав копию вступившего в законную силу судебного акта о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным. Или, в случае изменения физическим лицом адреса постоянного места жительства, получения им нового документа, удостоверяющего личность, Министерство внутренних дел Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, содержащий информацию о таком лице с указанием изменяемых и сведений. 
После поступления документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия от вышеуказанных ведомств и лиц орган регистрации либо вносит информацию об объектах недвижимости, либо принимает решение о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН, при этом орган регистрации прав обязан уведомить правообладателей объектов недвижимости о внесении сведений в ЕГРН. 
Говоря о межведомственном информационном взаимодействии в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав необходимо заметить, что законодательством установлен порядок взаимодействия информационной системы ведения ЕГРН с иными государственными и муниципальными информационными системами. В соответствии с правилами предоставления документов направляемых или представляемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, обмен данными должен осуществляться на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия. Такое межведомственное информационное взаимодействие между ЕГРН и другими информационными системами реализовывается на основе единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. 
Таким образом, межведомственное информационное взаимодействие в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на современном этапе является особым правовым и информационным пространством для представления сведений об объектах недвижимости и об их правообладателях со стороны органов власти и иных ведомств и лиц, при условии, что такие сведения должны быть актуальными, достоверными и содержать всю необходимую информацию.

Дом и земельный участок: Общая правовая судьба, независимый характер правоустанавливающих документов

Дом и земельный участок: Общая правовая судьба, независимый характер правоустанавливающих документов

В Управлении Росреестра по Кемеровской области ответили на актуальные вопросы продажи жилого дома с земельным участком

 

Оформление документов при продаже жилого дома с земельным участком имеет некоторые особенности связанные с тем, что жилой дом неразрывно связан с земельным участком, соответственно, их продажа должна осуществляться одновременно (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом).

При этом распоряжение домом и земельным участком может осуществляться по одному договору, но при подготовке договора купли-продажи будут использоваться самостоятельные документы на дом и земельный участок.

Несмотря на общую правовую судьбу, правоустанавливающие документы дома и земельного участка имеют независимый характер, поскольку данные объекты недвижимости подлежат раздельному кадастровому учету. Если для заключения договора купли-продажи потребуется обновить документацию на жилой дом или земельный участок, это можно сделать отдельно для каждого из указанных объектов.

Общедоступные сведения об объектах недвижимости можно получить на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Электронные услуги» или в МФЦ.

К заявлению о государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) прилагаются следующие документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Документы для продажи жилого дома и земельного участка на стадии оформления договора будут включать в себя:

- свидетельство о праве (до июля 2016 года) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), которая содержит все основные сведения об объекте недвижимости: информацию о зарегистрированных правах, о наличии ограничений (обременений) прав, сведения о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости и отметках о возражении в отношении зарегистрированного права на него);

- кадастровый паспорт на жилой дом и земельный участок (с января 2017 года вместо паспорта также выдается выписка из ЕГРН);

- паспорта всех собственников объекта недвижимости.

Для продажи жилого дома и земельного участка при обращении в орган регистрации прав потребуются следующие документы:

- заявление от продавца и покупателя для осуществления регистрационных действий;

- договор купли-продажи на жилой дом и земельный участок, подписанный обеими сторонами;

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, не требуется, заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

Если осуществляется отчуждение недвижимости, на которую установлена общая долевая форма собственности, нужно удостоверить такой договор в нотариальной конторе. Если данное требование не соблюдено, сделка будет приостановлена, а в дальнейшем в регистрации может быть отказано, так как со 02.06.2016 , согласно статье 7 Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все сделки по отчуждению долей, производятся только в нотариальной форме.

Представить документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области для государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок можно:

- в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения   независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте Росреестра.

- в электронной форме

- направить по почте.

При отправке документов по почте подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, сделка с жилым домом и земельным участком должна быть нотариально удостоверена, к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность (паспорта) (часть 12 статьи 18 Закона).

При представлении документов лично или через МФЦ необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт) (часть 8 статьи 18 Закона).

Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона). В случае представления заявления о   государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, официальном сайте Росреестра, с прикреплением соответствующих документов.

Подготовлены предложения в план «быстрых побед»

               Подготовлены предложения в план «быстрых побед»

Управление Росреестра по Кемеровской области разработало предложения для проекта по снижению административного давления на бизнес в целях улучшения позиций Кузбасса в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Кемеровской области Ольга Калиничева приняла участие в совещании и.о. заместителя губернатора по инвестициям и инновациям Станислава Черданцева с представителями федеральных служб для совместной выработки проекта, способствующего снижению административного давления на бизнес в регионе.

В Кемеровской области значения показателя Б 2 «Административное давление на бизнес» Национального рейтинга, по последним данным за 2018 год, отнесены к группе С. Несмотря на то, что региону удалось немного улучшить позиции, предстоит большая совместная работа для поиска оптимальных решений.

Как отметила начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Кемеровской области Лариса Купрюшкина, если при проведении проверок в целом по области количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год равнялось 2,46 шт., то при осуществлении государственного земельного надзора дополнительные документы у предприятий не запрашивались; если доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий 30,59%, то со стороны Управления давление на субъекты проверок не оказывалось.

         Таким высоким результатам способствет постоянная реализация программы профилактики нарушений земельного законодательства, включающая в себя обязательное использование чек-листов, анкетирование субъектов до и после проверки и многое другое.     

         Несмотря на высокую организацию работы отдела государственного земельного надзора, служащими сформирован ряд предложений в план «быстрых побед».

«Нами предложено рганизовать межведомственные рабочие группы с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти для реализации контрольно-надзорной деятельности; определить перечь видов регионального контроля и надзора, актуализировать административные регламенты всех видов регионального контроля и надзора; создать специальные разделы на сайтах органов исполнительной власти Кемеровской области, выполняющих функции регионального контроля и надзора; утвердить порядок оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», - заявила государственный испектопр по использованию и охране земель Лариса Купрюшкина.

В Управлении Росреестра по Кемеровской области назвали типичные причины самовольного занятия земельных участков

В Управлении Росреестра по Кемеровской области назвали типичные причины самовольного занятия земельных участков

Самовольное занятие земельного участка является причиной наибольшего количества обращений, поступающих в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, относящихся к компетенции отдела государственного земельного надзора.

Исходя из обширной практики, чаще всего нарушения выявляются при использовании земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.

Так, правообладатели земельных участков, имеющих декларированную площадь, то есть земельных участков у которых не установлены координаты угловых поворотных точек границ в соответствии с действующим законодательством, не зная фактической площади в границах существующего ограждения со временем начинают использовать прилегающую территорию, а спустя длительный период от вступления в право и вовсе огораживают, размещают постройки и иные объекты на прилегающих к принадлежащим им земельным участкам фактически являющихся землями общего пользования. По мере формирования новых смежных земельных участков, существующее местоположение ограждений воспринимается собственниками таких участков как некая исторически сложившаяся застройка и обычно не вызывает вопросов.

При проведении межевания земельного участка кадастровый инженер согласовывает местоположение границ с правообладателем, однако в силу своей некомпетентности и, полагая, что местоположение границ земельного участка совпадает с фактическим ограждением, собственники согласовывают иные границы, не полностью включающие в себя огороженную территорию. Это может быть обусловлено невозможностью включить всю территорию, используемую правообладателем в границы земельного участка по причине несоответствия площадей, в случаях когда фактическая площадь значительно превышает площадь, указанную в правоудостоверяющих документах или ограничениями градостроительных регламентов, такими как границы территориальной зоны или местоположением красной линии застройки.

В случаях, когда границы смежных земельных участков установлены таким образом, что фасадные стороны не совпадают между собой, правообладатели стремятся выровнять местоположение ограждений с учетом личной выгоды. Установленное ограждение «вровень с соседом», а не по границам земельного участка также является самовольным занятием земельного участка.

При использовании земельных участков, принадлежащих на праве общей долевой собственности нескольким лицам, в том числе земельных участков под многоквартирными жилыми домами, один или несколько собственников, полагая, что вправе распоряжаться частью такого земельного участка по своему усмотрению, размещают на них свои сооружения, например, гаражи, погреба, иные хозяйственные постройки. Кроме того, в условиях сложившейся плотной городской застройки все чаще ограничиваются въезды на такие земельные участки с помощью шлагбаумов, которые могут быть размещены как в границах земельного участка, так и на землях общего пользования.

Во многих случаях самовольное занятие земельных участков физическими лицами происходит непреднамеренно, однако это не отменяет ответственности за данное правонарушение.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – самовольное занятие земельного участка, влечет наложение штрафа.

Сумма штрафа для граждан:

1-1,5% (но не менее 5000 тыс. р.).

Для должностных лиц:

1,5-2% (но не менее 20000 тыс. р.).

Для юридических лиц:

2-3% (но не менее 100 000 тыс. р.).

В случае, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена, штрафы составляют: для физических лиц (граждан) - в размере от пяти до десяти тысяч рублей, должностных лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей.

Для предупреждения самовольного занятия земельного участка правообладателю в первую очередь необходимо знать о местоположении границ принадлежащего/предоставленного ему земельного участка. В случае, если границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, возможно осуществить вынос в натуру угловых поворотных точек такого участка. Это довольно распространенная услуга, которую предоставляют геодезические организации на коммерческой основе с помощью специального оборудования.

Если же границы земельного участка не установлены, а площадь его декларированная, возможно проведение межевания. При этом стоит учитывать, что площадь земельного участка может быть увеличена, но не более чем на 10% от его декларированной площади. Кроме того, площадь земельного участка может быть увеличена путем перераспределения.

При использовании земельных участков, принадлежащих на праве общей долевой собственности нескольким лицам для размещения на них каких-либо объектов, необходимо согласование собственников таких земельных участков, которое может быть получено путем проведения общего собрания.

Своевременное решение всех вопросов по приведению в соответствие границ занимаемой территории обязательно поможет правообладателям соблюсти действующее земельное законодательство и избежать самовольного занятия земельных участков.

вашконтроль.ру

© 2018 МБУ «МФЦ Новокузнецкого муниципального района»

Электронная почта: post@mydocum.ru

Телефон: (3843) 32-21-25, (3843) 32-27-42, (3843) 32-37-99