МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

НОВОКУЗНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ban gosuslugi
Версия для слабовидящих
Наши ссылки в социальных сетях!

100x100100x100

Росреестр

Дом и земельный участок: Общая правовая судьба, независимый характер правоустанавливающих документов

Дом и земельный участок: Общая правовая судьба, независимый характер правоустанавливающих документов

В Управлении Росреестра по Кемеровской области ответили на актуальные вопросы продажи жилого дома с земельным участком

 

Оформление документов при продаже жилого дома с земельным участком имеет некоторые особенности связанные с тем, что жилой дом неразрывно связан с земельным участком, соответственно, их продажа должна осуществляться одновременно (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом).

При этом распоряжение домом и земельным участком может осуществляться по одному договору, но при подготовке договора купли-продажи будут использоваться самостоятельные документы на дом и земельный участок.

Несмотря на общую правовую судьбу, правоустанавливающие документы дома и земельного участка имеют независимый характер, поскольку данные объекты недвижимости подлежат раздельному кадастровому учету. Если для заключения договора купли-продажи потребуется обновить документацию на жилой дом или земельный участок, это можно сделать отдельно для каждого из указанных объектов.

Общедоступные сведения об объектах недвижимости можно получить на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Электронные услуги» или в МФЦ.

К заявлению о государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) прилагаются следующие документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Документы для продажи жилого дома и земельного участка на стадии оформления договора будут включать в себя:

- свидетельство о праве (до июля 2016 года) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), которая содержит все основные сведения об объекте недвижимости: информацию о зарегистрированных правах, о наличии ограничений (обременений) прав, сведения о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости и отметках о возражении в отношении зарегистрированного права на него);

- кадастровый паспорт на жилой дом и земельный участок (с января 2017 года вместо паспорта также выдается выписка из ЕГРН);

- паспорта всех собственников объекта недвижимости.

Для продажи жилого дома и земельного участка при обращении в орган регистрации прав потребуются следующие документы:

- заявление от продавца и покупателя для осуществления регистрационных действий;

- договор купли-продажи на жилой дом и земельный участок, подписанный обеими сторонами;

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, не требуется, заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

Если осуществляется отчуждение недвижимости, на которую установлена общая долевая форма собственности, нужно удостоверить такой договор в нотариальной конторе. Если данное требование не соблюдено, сделка будет приостановлена, а в дальнейшем в регистрации может быть отказано, так как со 02.06.2016 , согласно статье 7 Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все сделки по отчуждению долей, производятся только в нотариальной форме.

Представить документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области для государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок можно:

- в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения   независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте Росреестра.

- в электронной форме

- направить по почте.

При отправке документов по почте подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, сделка с жилым домом и земельным участком должна быть нотариально удостоверена, к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность (паспорта) (часть 12 статьи 18 Закона).

При представлении документов лично или через МФЦ необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт) (часть 8 статьи 18 Закона).

Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона). В случае представления заявления о   государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, официальном сайте Росреестра, с прикреплением соответствующих документов.

Подготовлены предложения в план «быстрых побед»

               Подготовлены предложения в план «быстрых побед»

Управление Росреестра по Кемеровской области разработало предложения для проекта по снижению административного давления на бизнес в целях улучшения позиций Кузбасса в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Кемеровской области Ольга Калиничева приняла участие в совещании и.о. заместителя губернатора по инвестициям и инновациям Станислава Черданцева с представителями федеральных служб для совместной выработки проекта, способствующего снижению административного давления на бизнес в регионе.

В Кемеровской области значения показателя Б 2 «Административное давление на бизнес» Национального рейтинга, по последним данным за 2018 год, отнесены к группе С. Несмотря на то, что региону удалось немного улучшить позиции, предстоит большая совместная работа для поиска оптимальных решений.

Как отметила начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Кемеровской области Лариса Купрюшкина, если при проведении проверок в целом по области количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год равнялось 2,46 шт., то при осуществлении государственного земельного надзора дополнительные документы у предприятий не запрашивались; если доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий 30,59%, то со стороны Управления давление на субъекты проверок не оказывалось.

         Таким высоким результатам способствет постоянная реализация программы профилактики нарушений земельного законодательства, включающая в себя обязательное использование чек-листов, анкетирование субъектов до и после проверки и многое другое.     

         Несмотря на высокую организацию работы отдела государственного земельного надзора, служащими сформирован ряд предложений в план «быстрых побед».

«Нами предложено рганизовать межведомственные рабочие группы с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти для реализации контрольно-надзорной деятельности; определить перечь видов регионального контроля и надзора, актуализировать административные регламенты всех видов регионального контроля и надзора; создать специальные разделы на сайтах органов исполнительной власти Кемеровской области, выполняющих функции регионального контроля и надзора; утвердить порядок оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», - заявила государственный испектопр по использованию и охране земель Лариса Купрюшкина.

В Управлении Росреестра по Кемеровской области назвали типичные причины самовольного занятия земельных участков

В Управлении Росреестра по Кемеровской области назвали типичные причины самовольного занятия земельных участков

Самовольное занятие земельного участка является причиной наибольшего количества обращений, поступающих в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, относящихся к компетенции отдела государственного земельного надзора.

Исходя из обширной практики, чаще всего нарушения выявляются при использовании земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.

Так, правообладатели земельных участков, имеющих декларированную площадь, то есть земельных участков у которых не установлены координаты угловых поворотных точек границ в соответствии с действующим законодательством, не зная фактической площади в границах существующего ограждения со временем начинают использовать прилегающую территорию, а спустя длительный период от вступления в право и вовсе огораживают, размещают постройки и иные объекты на прилегающих к принадлежащим им земельным участкам фактически являющихся землями общего пользования. По мере формирования новых смежных земельных участков, существующее местоположение ограждений воспринимается собственниками таких участков как некая исторически сложившаяся застройка и обычно не вызывает вопросов.

При проведении межевания земельного участка кадастровый инженер согласовывает местоположение границ с правообладателем, однако в силу своей некомпетентности и, полагая, что местоположение границ земельного участка совпадает с фактическим ограждением, собственники согласовывают иные границы, не полностью включающие в себя огороженную территорию. Это может быть обусловлено невозможностью включить всю территорию, используемую правообладателем в границы земельного участка по причине несоответствия площадей, в случаях когда фактическая площадь значительно превышает площадь, указанную в правоудостоверяющих документах или ограничениями градостроительных регламентов, такими как границы территориальной зоны или местоположением красной линии застройки.

В случаях, когда границы смежных земельных участков установлены таким образом, что фасадные стороны не совпадают между собой, правообладатели стремятся выровнять местоположение ограждений с учетом личной выгоды. Установленное ограждение «вровень с соседом», а не по границам земельного участка также является самовольным занятием земельного участка.

При использовании земельных участков, принадлежащих на праве общей долевой собственности нескольким лицам, в том числе земельных участков под многоквартирными жилыми домами, один или несколько собственников, полагая, что вправе распоряжаться частью такого земельного участка по своему усмотрению, размещают на них свои сооружения, например, гаражи, погреба, иные хозяйственные постройки. Кроме того, в условиях сложившейся плотной городской застройки все чаще ограничиваются въезды на такие земельные участки с помощью шлагбаумов, которые могут быть размещены как в границах земельного участка, так и на землях общего пользования.

Во многих случаях самовольное занятие земельных участков физическими лицами происходит непреднамеренно, однако это не отменяет ответственности за данное правонарушение.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – самовольное занятие земельного участка, влечет наложение штрафа.

Сумма штрафа для граждан:

1-1,5% (но не менее 5000 тыс. р.).

Для должностных лиц:

1,5-2% (но не менее 20000 тыс. р.).

Для юридических лиц:

2-3% (но не менее 100 000 тыс. р.).

В случае, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена, штрафы составляют: для физических лиц (граждан) - в размере от пяти до десяти тысяч рублей, должностных лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей.

Для предупреждения самовольного занятия земельного участка правообладателю в первую очередь необходимо знать о местоположении границ принадлежащего/предоставленного ему земельного участка. В случае, если границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, возможно осуществить вынос в натуру угловых поворотных точек такого участка. Это довольно распространенная услуга, которую предоставляют геодезические организации на коммерческой основе с помощью специального оборудования.

Если же границы земельного участка не установлены, а площадь его декларированная, возможно проведение межевания. При этом стоит учитывать, что площадь земельного участка может быть увеличена, но не более чем на 10% от его декларированной площади. Кроме того, площадь земельного участка может быть увеличена путем перераспределения.

При использовании земельных участков, принадлежащих на праве общей долевой собственности нескольким лицам для размещения на них каких-либо объектов, необходимо согласование собственников таких земельных участков, которое может быть получено путем проведения общего собрания.

Своевременное решение всех вопросов по приведению в соответствие границ занимаемой территории обязательно поможет правообладателям соблюсти действующее земельное законодательство и избежать самовольного занятия земельных участков.

Два в одном: Закон о регистрации минимизирует издержки заявителей

Два в одном: Закон о регистрации минимизирует издержки заявителей 

Новый Закон о регистрации упростил механизм постановки на государственный кадастровый учет и регистрацию прав. Также сокращены сроки оказания государственных услуг.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации), сменивший ранее действовавшее законодательство РФ в области осуществления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество. 
Главной особенностью Закона о регистрации является внедрение единой процедуры осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав, что обусловлено, в первую очередь, созданием единой информационной системы – Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также существенное сокращение сроков осуществления учетно-регистрационных действий. ЕГРН объединил сведения об объектах, содержавшихся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) и сведения о правах на эти объекты, содержавшихся в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). 
Сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на территории РФ, вносятся в ЕГРН по заявлению лиц, перечисленных в Законе о регистрации либо в межведомственном порядке. 
Закон о регистрации закрепил правило невозможности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которое не учтено ЕГРН. Поэтому полноценное владение недвижимостью невозможно без наличия соответствующей записи об объекте в ЕГРН. 
«Конечно, если недвижимость находится в собственности давно, то она может быть и не учтена в ЕГРН. Право собственности, подтвержденное правоустанавливающими документами, позволяет владельцу владеть и пользоваться имуществом. 
Но если собственник пожелает распорядится своим имуществом, осуществить какие-либо сделки с ним, то неизбежно потребуется наличие постановки объекта недвижимости на кадастровый учет», - пояснили в Управлении Росреестра по Кемеровской области. 
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в следующих случаях: 
1. объект недвижимости введен в эксплуатацию (то есть вновь создан). 
2. появился новый участок, сооружение (то есть образован новый объект недвижимости). 
3. объект недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН прекратил своё существование (уничтожен, снесен, сгорел и т.п.). 
Примечательно, что объекты, которые уже внесены в ранее существующие ГКН и ЕГРП, не подлежат повторной процедуре их учета и регистрации. 
Срок проведения одновременной постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности составляет 10 рабочих дней, при подаче заявления через многофункциональный центр - 12 рабочих дней. 
По окончании проведения единой процедуры осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав, обратившийся гражданин получит выписку из ЕГРН. 
Таким образом принятие нового законодательства значительно упростило механизм постановки на государственный кадастровый учет и регистрацию прав, кроме того, сократился и срок оказания государственных услуг. 

Информация предоставлена Отделом Росреестра по Новокузнецкому району.

Если земельный участок стал не нужен: порядок отказа от права собственности на земельный участок

Если земельный участок стал не нужен: порядок отказа от права собственности на земельный участок

В Анжеро-Судженском отделе Управления Росреестра по Кемеровской области по сравнению с 2017 годом увеличилось количество заявлений граждан, желающих отказаться от земли, которой они не пользуются.

«Рост числа обращений связан с тем, что на территории Анжеро-Судженска идет интенсивное переселение граждан из ветхого, аварийного жилья, которое в дальнейшем сносится и снимается с кадастрового учета, а земля, ранее используемая жильцами для огородничества, остается закрепленной за ними», - поясняют специалисты отдела.

Не редки также случаи, когда владельцы фактически продали или подарили свои участки, а документально, в соответствии с законом, сделку не оформили.

Собственникам и иным владельцам земельных участков, не обрабатывающим и не ухаживающим за своими наделами, стоит помнить, что помимо прав на землю, у них есть и обязанности. «В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, собственник земельного участка должен содержать принадлежащее ему имущество, оплачивать все необходимы налоги и платежи, независимо от того, пользуется он своим земельным участком или нет, есть ли у него возможность и желание приезжать и ухаживать за ним, или нет.

Если земельный участок не нужен его владельцу, то от него можно просто отказаться в соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса РФ», - рекомендуют регистраторы.

Условия и порядок отказа лица от права собственности на земельный участок закреплены в статье 53 Земельного кодекса РФ.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется следующим образом: собственник земельного участка подаёт заявление об отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в местное отделение Росреестра); к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. В случае если право собственности на земельный участок или земельную долю зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то предоставление правоустанавливающих документов на землю не требуется.

Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (пункт 2 статьи 53 ЗК РФ).

        Земельные участки, в том числе и доли в них, от которых отказались их собственники, переходят с собственность субъекта РФ или муниципального образования без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (пункт 4 статьи 56 Закона).

Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на земельный участок или земельную долю (пункт 5 статьи 56 Закона).

Если ранее земля была предоставлена на праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то от нее так же можно отказаться.

Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К нему прилагается копия документа, удостоверяющего личность гражданина. Если заявления поступают от юридических лиц, государственных или муниципальных предприятий, необходимо приложить документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Перечень документов, которые также необходимо представить в орган государственной власти или орган местного самоуправления для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком и порядок их представления определён в пункте 3.1 статьи 53 Земельного кодекса РФ.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права (пункт 4 статьи 53 Земельного кодекса). В трехдневный срок со дня принятия решения его копия направляется заявителю.

Если право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком не зарегистрировано в ЕГРН, то оно прекращается с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения, указанного в пункте 4 статьи 53 Земельного кодекса, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с Земельным кодексом РФ. В недельный срок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан сообщить об отказе от права на земельный участок в налоговый орган по месту нахождения данного земельного участка и в орган регистрации прав.

Если право на земельный участок уже было зарегистрировано в ЕГРН, то исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления должен подать заявление о прекращении права в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав также в недельный срок.

«Таким образом своевременное обращение в Росреестр за отказом от права на неиспользуемый земельный участок позволит избежать негативных последствий. Например, административных штрафов, которые могут быть наложены земельным инспектором после проверки», - добавили в Управлении Росреестра по Кемеровской области.

вашконтроль.ру

© 2018 МБУ «МФЦ Новокузнецкого муниципального района»

Электронная почта: post@mydocum.ru

Телефон: (3843) 32-21-25, (3843) 32-27-42, (3843) 32-37-99