МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

НОВОКУЗНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ban gosuslugi
Версия для слабовидящих
Наши ссылки в социальных сетях!

100x100100x100

Росреестр

Сделки с участием несовершеннолетних

Не все знают, что несовершеннолетние дети имеют отличные от  их родителей права. Несовершеннолетние граждане – это особые субъекты жилищных правоотношений, правовой статус которых определяется семейным, гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации.

Сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим несовершеннолетним – это особая категория сделок, в которых внимание должно быть направлено на защиту прав данных заявителей. Специалисты Управления Росреестра по Кемеровской области рассказали об особенностях сделок с участием несовершеннолетних заявителей.

Условно несовершеннолетних лиц можно разделить на две группы:

малолетние – до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет.

Еще одна группа лиц, не достигших 18 лет, но имеющих право представлять свои интересы в сделках самостоятельно – это эмансипированные лица.

При обращении за государственной регистрацией прав и сделок с объектами недвижимого имущества от имени несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки с недвижимостью могут совершать только их родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет действуют с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

При этом представляются документы, подтверждающие полномочия законных представителей несовершеннолетнего, и иные установленные законодательством Российской Федерации документы, в том числе:

- документ, подтверждающий право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться имуществом самостоятельно, без согласия законных представителей: решение органа опеки и попечительства либо суда о признании несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипированным), свидетельство о заключении брака несовершеннолетним (в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса);

- письменное согласие законных представителей на совершение сделки несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (статья 26 Гражданского кодекса, пункт 3 статьи  60 Семейного кодекса РФ);

- разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение законными представителями имуществом лиц, не достигших четырнадцати лет (пункт 1 статьи  28, пункт 2 статьи 37 Гражданского кодекса, пунктом 3 статьи 60 Семейного кодекса РФ);

- разрешение органа опеки и попечительства на дачу законными представителями согласия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на распоряжение имуществом (пункт 1 статьи 26, пункт 2 статьи 37 Гражданского кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса РФ).

Следует уделить особое внимание сделкам, связанным с распоряжением, принадлежащим несовершеннолетнему лицу недвижимым имуществом. Существует несколько нюансов:

Во-первых, дарение недвижимости от имени малолетних не допускается (статья 575 Гражданского кодекса).

Во-вторых, на совершение сделок с любой недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Не получив такого разрешения родители, опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение:

1) сделок по сдаче имущества несовершеннолетнего внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог;

2) сделок по отчуждению имущества несовершеннолетнего (в том числе по обмену или дарению);

3) сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей;

4) других сделок, влекущих уменьшение стоимости имущества несовершеннолетнего.

В-третьих, все сделки, по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину, подлежат нотариальному удостоверению (статья 54 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

При этом если сделка с участием несовершеннолетнего не будет отвечать обязательным требованиям, установленным законодательством для данной категории лиц, то есть будет являться ничтожной, то заявитель получит отказ в регистрации прав на ее основании.

Механизм защиты лесных участков, предусмотренный Законом о «лесной амнистии»

На практике зачастую оказывается, что принадлежащий землепользователю земельный участок, в соответствии со сведениями Государственного лесного реестра относится к землям лесного фонда, а по данным Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель. В связи с этим, возникали многочисленные споры о порядке пользования таким участком.

Вступивший в силу с 11.08.2017 Федеральный закон от 29.07.2017              № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» - так называемый Закон о «лесной амнистии», призванне только разрешить эту коллизию, но и исключить возникновение подобных ситуаций впредь, предусмотрев, одновременно, введение дополнительных механизмов защиты лесных участков.

Так,исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, теперь обязаныпри образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, осуществлять согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема) с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в Кемеровской области - это Департамент лесного комплекса Кемеровской области.

Есть и исключения, при которых такое согласование схемы, не требуется:

1) если земельный участок расположен в границах населенного пункта;

2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком;

3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки;

5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме того, законодатель предусмотрел еще один, судебный,механизм защиты лесных участков, состоящий в следующем.

Суть «лесной амнистии» заключается в том, что при установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель Единый государственный реестр недвижимости имеет приоритет перед Государственным лесным реестром.

Общее правило о приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимостипри определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на следующие земельные участки:

- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

- относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

- относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется специальным федеральным законом, при наличии у уполномоченного органа сведений о фактах неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

При этом, указанное изъятие применяется, если в течение трех месяцев со дня выявления расхождений в сведениях о земельном участке, в органы Росреестра поступит уведомление уполномоченного органа (Рослесхоза) об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок.

В таком случае, спор о категории земель земельного участка, принадлежащего правообладателю, решается судом.

Об изменениях законодательства в сфере градостроительной деятельности

С 04.08.2018 вступил в силу  Федеральный закон от 03.08.2018                   № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которымвведен уведомительный порядок возведения жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях ИЖС, ЛПХ, а также жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Для указанного строительства больше не нужно получать разрешение на строительство. Теперь любой гражданин имеет право просто уведомить орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, о планируемом строительстве жилого или садового дома посредством личного обращения, в том числе через МФЦ, заказным письмом по почте, или через портал государственных слуг.

В свою очередь уполномоченный орган при поступлении соответствующего уведомления, в течение 7 дней проверяет параметры будущего строительства (в том числе на соответствие постройки виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне, согласно правилам землепользования и застройки) и направляет заявителю уведомление – о соответствии постройки установленным параметрам и её допустимости размещения на земельном участке либо о несоответствии постройки.

Не позднее месяца со дня окончания строительства (реконструкции) объекта, застройщик также должен обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (в том же порядке -  через МФЦ, либо заказным письмом по почте, или через портал государственных услуг) с уведомлением об окончании строительства объекта ИЖС либо садового дома, с приложением технического плана объекта недвижимости.

Если строительство началось до 04.08.2018, то владелец участка (дачного, садового, для ИЖС, ЛПХ) вправе до 01.03.2019 направить уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС. Получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в таком случае, не требуется. Также застройщик праве осуществить строительство объектов (возведение которых началось до 04.08.2018) и по старым правилам (с получением разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию).

Обратите внимание, что до 01.03.2019 допускается осуществление кадастрового учета и регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании работ (т.е. по старым правилам). После 01.03.2019 это станет невозможным – уведомительный порядок будет обязательным.

Межведомственное взаимодействие: шаг навстречу заявителю

Межведомственное взаимодействие, или Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), создана для повышения качества обслуживания заинтересованных лиц при оказании государственных услуг (в том числе, услуг Росреестра), снижения бумажного документооборота и значительного сокращения времени оформления документов.

Система межведомственного взаимодействия - это информационный ресурс, содержащий базы данных всех включенных в него органов власти, через который осуществляется обмен документами в электронном виде. Для такого обмена установлены строгие временные рамки. Например, ответ на запрос при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, не может превышать двух рабочих дней.

Участие Росреестра в СМЭВ позволяет заинтересованным лицам не предоставлять ряд документов при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества или государственной регистрации прав.

Так, например, не нужно предоставлять документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель, разрешенное использование земельного участка, решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого в жилое и т.д. Все эти сведения запрашиваются без участия заявителей.

Преимущества информационного взаимодействия очевидны - это максимальная защита интересов заявителей, исключение необходимости самостоятельного обращения в орган государственной власти, орган местного самоуправления и т.д.

Налог на снесенный дом не придет, если вовремя прекратить право собственности

Владельцы недвижимости нередко сталкиваются с ситуацией, когда старенький дом уже снесен, а на него приходит налог. Такое зачастую случается по причине того, что гражданин не снял дом с кадастрового учета и не прекратил право собственности. Сведения о нем, по-прежнему, хранятся в Едином государственном реестре недвижимости и, соответственно, направляются в налоговую инспекцию.

Между тем, снятие объекта недвижимости с кадастрового учета - процедура несложная. Но просто написать заявление на снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости мало, заявителю придется подтвердить факт гибели или уничтожения объекта недвижимости. Документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости, является акт обследования. Подготовить его может только кадастровый инженер, в результате осмотра места нахождения объекта.    

Сведения о действующих кадастровых инженерах размещены  на портале Росреестра https://rosreestr.ru/  в разделе «Электронные услуги и сервисы» во вкладке «Реестр кадастровых инженеров».

Небольшой пакет документов, включающий в себя, в том числе, заявление на одновременное снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности, акт обследования подается либо чрез «личный кабинет» на портале Росреестра (в данном случае необходима электронная цифровая подпись) либо в МФЦ.

С заявлением о снятии объекта капитального строительства с кадастрового учета вправе обратиться только собственник такого объекта, либо его представитель.

Процедуру снятия с кадастрового учета является завершенной только после того, как заявителю будет выдана выписка из ЕГРН, свидетельствующая о том, что объект недвижимости больше не числится в государственном кадастре недвижимости.

вашконтроль.ру

© 2018 МБУ «МФЦ Новокузнецкого муниципального района»

Электронная почта: post@mydocum.ru

Телефон: (3843) 32-21-25, (3843) 32-27-42, (3843) 32-37-99